За
три года стоимость Delfi возросла в десять раз - с 3.6 млн. Ls до 54
млн. EUR. Впрочем, нельзя сказать, что настолько же подорожали и прочие
интернет-проекты в Латвии. У нынешних покупателей Delfi планы связаны
не только с Интернетом. Порталы
Delfi вновь сменили владельцев - норвежская Findexa, которая купила их
в 2004 году у эстонского MicroLink за 3.6 млн. Ls, теперь перепродала www.delfi.ee, rus.delfi.ee, www.delfi.lv, rus.delfi.lv, www.delfi.lt, www.centras.lt и www.delfi.ua
эстонской же компании Ekspress Grupp. Таким образом круг замкнулся -
что в Эстонии было "рождено", то эстонцам же в конце концов и
досталось. И нам лично не понятен плач многих комментаторов о том, что
вот, мол, ещё одно латвийское предприятие ушло в руки иностранцев, да
ещё и эстонцев. Delfi никогда не была латвийской компанией, и "своей"
мы можем её считать лишь постольку, поскольку так сильно привыкли
заходить на www.delfi.lv или rus.delfi.lv.
Многие издания
поспешили также связать фактически десятикратный рост стоимости
порталов с тем, что, мол, теперь в цене вырастут вообще все латвийские
интернет-проекты. Однако на наш взгляд, за Delfi переплатили и
переплатили сильно - прогнозируемый оборот компании в этом году
составит всего (всего - по сравнению с её стоимостью) 7.5 млн. EUR при
прибыли 2.7 млн. EUR.
Однако всё
становится на свои места, если учесть, что покупатель - Ekspress Grupp
- занимается изданием "обычной" прессы, средства на покупку Delfi были
выручены на недавнем IPO (первичном размещении акций), и порталы этой
компанией рассматриваются именно как основа для хорошего медиабизнеса
во всех трёх странах Балтии и на Украине (хотя на Украине Delfi
присутствует лишь недавно и там, насколько нам известно, ещё нет даже
офиса). Подчеркнём - основа не для интернет-бизнеса, а медиабизнеса, то
есть выпуск новых оффлайновых изданий "при поддержке" Delfi в Латвии и
Литве не исключается. Причём даже не столько при поддержке портала в
плане контента или человеческих ресурсов, сколько в плане привлечения
наработанных контактов с рекламодателями и партнёрами. У Delfi такие
контакты и связи, разумеется, есть.
Таким образом
можно заключить, что эстонцы купили не интернет-проекты, а медиабизнес,
причём были готовы серьёзно переплатить для того, чтобы "выйти на новый
уровень" в своём развитии и повысить капитализацию своей компании. Так
что проводить параллели с прочими интернет-проектами в Латвии и
автоматически считать, что за последние три года они выросли в цене на
порядок, мы бы поостереглись.
Впрочем, на
"тематической" пресс-конференции представители Ekspress Grupp говорили
и о развитии Delfi именно как интернет-проекта, упоминали новые "фичи"
с участием посетителей (превед, Web 2.0!). Хотя, на наш взгляд, никаких
особых новых сервисов на Delfi и не требуется - самый главный
пользовательский "аттракцион" под названием "система комментариев"
исправно генерирует безумное количество показов банеров ;). На наш
взгляд, первым серьёзным индикатором того, что Delfi действительно
будут серьёзно инвестировать именно как веб-проект, станет смена или
хотя бы "осовременивание" дизайна. Семь лет с одной и той же
"мордочкой"... times.lv
|